Педагогическая диагностика семьи (2 часа)

Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности и назначении педагогической диагностики, технологии ее применения во взаи­модействии с семьей; овладение методами педагогической диагностики семьи; обучение родителей методам изучения детей.
Ключевые знания:
• сущность понятий "диагностика", "психолого-педагогическая диагностика", "педагогическая диагностика", "диагностирование", "диагноз педагогиче­ский", "мониторинг";
• требования к педагогической диагностике, функции, принципы;
• структура диагностического исследования;
• основные критерии оценивания семьи как контактной группы;
• методы диагностики семьи, условия их эффективного применения.Умения, способы деятельности:
• определять цель диагностирования;
• умело подбирать комплекс методов (методик), взаимодополняющих друг друга;
• владеть методами диагностирования (наблюдение, анкетирование, тест, не­дописанный тезис, беседа, интервью и др.);
• соблюдать педагогическую этику в процессе диагностирования;
• разработать (подобрать) для родителей "пакет методик" с целью изучения ребенка, педагогизации домашней среды и т.п.;
• на различных уровнях (качественном, количественном) анализировать ре­зультаты диагностирования; на основе полученных данных планировать профи­лактическую, коррекционную работу с семьей.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическая диагностика: назначение, сущность.
2. Функции, принципы педагогической диагностики.
3. Методы педагогической диагностики семьи.
 
Вопрос 1. Педагогическая диагностика: назначение, сущность
 
Э т а п 1Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение реферата по вопросу 1;
- выборочная проверка письменной работы (таблица, схема и т.п.).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание№ 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу
1. Диагностика. 1. Учение о способах диагноза. 2. Установление диагноза (С.И. Ожегов).
2. Диагностирование - деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы (В А. Мижериков).
3 Диагноз педагогический - определение характера и объема трудностей в учебе и поведении, способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов и др. (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
4. Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени оазвитня) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев).
5. Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать; какими методами пользоваться; где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности; при каких ус­ловиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс; каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию (А.И. Кочетов).
6. Как правило, выделяют два уровня диагностики:
1) нормативная педагогическая диагностика, цель которой - оценка состоя­ния педагогического явления, процесса (деятельность учителя, ученика, родите­лей и др.) путем сравнения данных с установленными нормами (критериями, по­казателями); 2) динамичная педагогическая диагностика, которая нацелена на оценку развития, динамики развития процесса, явления путем сравнения резуль­татов с ранее полученными в предыдущем диагностировании.
7. Наряду с термином "педагогическая диагностика" существует и термин "психолого-педагогическая диагностика".
Психолого-педагогическая диагностика - процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, обще­нии, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (Л.В. Мардахаев).
8. Если педагогическая диагностика - это больше аналитический срез и оценка состояния педагогического явления в данный момент в соответствии с пределенными параметрами, который является составной частью деятельности каждого учителя, педагогического процесса в целом, то педагогическое исследо-тание, как научный поиск, - это целая система опытно-поисковой деятельности педагога-исследователя.
9. Педагогам-исследователям необходимо знать, что педагогическое (психо-педагогическое) исследование имеет свою структуру, базируется на определенной   логике и включает ряд последовательных этапов.
Ученые (Г.С. Абрамова, В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, В.Г. Максимов и др.) выделяют такие из этапов ("шагов") при проведении психолого-педагогического исследования:
 -выбор объектной области;
- выделение проблемы и темы;
- определение объекта и предмета исследования;
- прогнозирование, которое выражается в постановке цели и задач; конеч-ных или промежуточных результатах, сформулированных в цели, которая кон-кретизируется в задачах;
- научное предположение (гипотеза) - это теоретическая основа исследова­ния, иными словами, - своеобразная догадка о получении нового знания;
- критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования;
- этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.
10. В последнее время в педагогических науках все чаще встречается такой термин, как "мониторинг", который основывается на знании из различных об­ластей наук (экономики, политологии, культурологии и др.).
Существуют следующие определения мониторинга как метода диагностики:
- Мониторинг (педагогический) - это планомерное диагностическое отсле­живание педагогических явлений и процессов в режиме реального времени, не­прерывного обновления информационного ресурса, обеспечивающего принятие адекватных решений, способствующих оптимальному инновационному разви­тию общеобразовательного учреждения (Ф.И. Храмцова, Н.Н. Захожая).
- Мониторинг педагогический - длительное наблюдение за состоянием обу­чения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного ин­формирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, крити­ческих или недопустимых ситуаций (В.М. Полонский).
Задание № 2. Продолжите ряд поэтапных "шагов", входящих в структуру педа­гогической диагностики семьи: постановка цели (целей); определение критериев, показателей; отбор методов, комплексной методики диагностирования;...
Задание № 3На основе изучения теории, практики определите проблему (вопрос) из области семейного воспитания, которая в первую очередь будет вы­делена вами для исследования (диагностирования) после трудоустройства на ра­боту в качестве педагога. Ответ обоснуйте.
Заданием 4. Ответьте на вопросы:
1. Каких современных ученых-исследователей в области педагогической ди­агностики вы знаете?
2. На какие вопросы призвана ответить педагогическая диагностика? Пока­жите на конкретных примерах.
3. В чем единство и отличие понятий "диагностика" и "мониторинг"?
4. Какое влияние оказывает педагогическое мышление классного руководи­теля на качество диагностического исследования?
5. Какова роль профессиональной мыслительной способности педагога ъоценивании воспитательно-образовательной практики, в создании педагогиче­ских теорий и концепций, инновационного опыта и др.?
6. Как могут повлиять на объективность результатов диагностики взгляды-ценности, собственная позиция педагога? Ответ обоснуйте.
7. Привлечение родителей к совместной с учащимися класса деятельности " это "объект" или "предмет" педагогической диагностики?
8. Что может быть объектом педагогической диагностики по проблеме взаимодействия школы и семьи, педагога и родителей? Приведите примеры.
 
Вопрос 2. Функции, принципы педагогической диагностики
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов.
Этап2Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые (А.И. Кочетов, В.Г. Максимов и др.) выделяют три функции педа­гогической диагностики: информационная (или обратной связи - В.Г. Макси­мов), оценочная, формирующая (или управленческая - В.Г. Максимов).
- Информационная функция или обратной связи позволяет (на основе полу­ченных данных об уровнях образованности, воспитанности коллектива, учаще­гося, семьи и др.) проанализировать прошлый опыт, его эффективность и конст­руировать по-новому педагогический процесс.
- Оценочная функция диагностики включает такие аспекты, как ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий, измерительный.
- Формирующая функция. Исследования, опыт подтверждают, что диагно­стика имеет прямое отношение к управлению развитием коллектива детей, от­дельной личности (воспитанника, родителя и др.). Поэтому данный аспект педаго­гической диагностики некоторые авторы называют "управленческой функцией".
2. В "Инструктивно-методических и диагностических материалах" Мини­стерства образования РБ (Мн.,2004), подготовленных Национальным институ­том образования, отмечается, что диагностика выполняет в педагогическом про­цессе следующие функции:
1) констатирующую (информационную): получение информации об участ­никах педагогического процесса; выявление относительного уровня развития ребенка; выявление состояния педагогического взаимодействия; составление ха­рактеристики педагогического процесса и т.п.
2) прогностическую: способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса; прогнозирует организацию пе­дагогического взаимодействия;
3) ценностно-ориентационную (оценочную): дает представление о результативности взаимодействия; определяет эффективность использования в педагоги­ческом процессе различных средств;
4) самоизучения, саморазвития: через различные методы диагностики ребенок, педагоги познают себя, свои возможности, создавая условия для саморазвития;
5) развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности.
3. В педагогической теории нет однозначной трактовки принципов, требований, на которых базируется педагогическая диагностика. Одни, к примеру, считают изучение коллектива и личности в их единстве - принципом, а другие –требованием. Тем не менее, каждая из классификаций имеет право на существо­вание, и ее знание полезно педагогу.
- В.Г. Максимов выделяет шесть принципов (исходных положений, ведущих идей), которыми должен руководствоваться учитель при проведении педагогической диагностики. Это такие принципы:
целостное изучение педагогического явления;
комплексное использование методов исследования;
объективность, занимающая в педагогике особое место в силу наличия большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе;
единство изучения и воспитания;
одновременность изучения коллектива и личности;
изучение явления, процесса в движении, развитии.
- С.П. Клочкова, Н.А. Никифорова и другие авторы выделяют шесть основ­ных требований, предъявляемых к педагогической диагностике:
целенаправленность диагностики;
единство изучения, обучения и воспитания личности;
изучение коллектива и личности в их единстве (к примеру, семья как система);
непрерывность педагогической диагностики;
соответствие диагностики уровню развития науки, то есть применение таких методов исследования, которые апробированы в науке;
комплексный характер диагностики, то есть использование системы мето­дов, взаимодополняющих, уточняющих представление об исследуемом объекте,
4. Огромную роль при использовании любого из методов педагогической диагностики ("недописанный тезис", анкета, тест и др.) важно соблюдать ряд ус­ловий, особенно этического характера. В работе "Диагностика воспитанности: педагогические методики" (М., 1992) Н.Е. Щуркова выделяет такие из них:
соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны, педагогической цели;
исключение педагогического давления на производимый выбор, как предва­рительного, так и последующего оценочного этапов диагностирования;
создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияния окружающих;
сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны ин­дивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учащимися;
разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму;
единая математическая обработка результатов, производимая для каждой возрастной группы;
предупредительное планирование диагностирования на определенный пери­од времени - от фиксирования отправного исходного начала до выявления ре­зультатов на контрольный или завершающий момент.
Задание № 2Изучите, как В.Ф. Берков, раскрывая природу и социальные функции науки, дает определение науки. Это - важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
1) совокупностью объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
2) деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний;
3) совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания [1, с. 6].
Разделитесь на подгруппы, обсудите, как понимаете сущность каждого из трех признаков науки.
Порассуждайте над вопросом: "Какое значение имеет (и имеет ли?) педа­гогическая диагностика в школе для развития педагогической науки? " Если име­ет, то при каких условиях?
Обобщенное мнение представьте на обсуждение группы.
Задание № 3. Вам надо исследовать психологическую коммуникабельность семьи, которая включает такие виды внутрисемейных отношений, как интеллек­туальные, эмоциональные, волевые.
Какими принципами и требованиями будете руководствоваться при прове­дении педагогической диагностики? Обсудите в малых группах (3-4 человека).
Задание № 4. Вам необходимо продиагностировать уровень педагогической культуры родителей.
Какие требования будете соблюдать при проведении данной процедуры? Обсудите в парах; основные положения зафиксируйте в рисунке, схеме и т.п.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. В чем отличие принципа педагогической диагностики от требования к ней?
2. Какие знаете методологические принципы психолого-педагогического ис­следования?
3. Имеются ли какие-либо различия между методологическими принципами психолого-педагогичсского исследования и принципами, которыми руководствует­ся учитель при проведении педагогической диагностики? Ответ обоснуйте.
4. Назовите функции педагогической диагностики. В чем их назначение?
 
Вопрос 3. Методы педагогической диагностики семьи _
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- выборочная проверка письменной работы (таблица "Диагностические ме­тоды изучения семьи").
Этап2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1.  В пособии "Педагогическая диагностика в школе" отмечается, что семью контактную группу следует оценивать по критериям, характеризующим ственную направленность и педагогическую культуру родителей, подготовленность ее членов к совместной деятельности, организованность и психологическую коммуникативность [8].
2. Существует большое количество методов педагогической диагностики, с помощью которых учитель может получить необходимую информацию. Это: наблюдение, беседа, анкетирование, метод оценок, независимых оценок, созда­ние специальных ситуаций, тест и другие. Главное, чтобы любой из методов "работал" по назначению; органично вписывался в систему школьно-семейного воспитания школы (класса); педагог владел технологией диагностирования; умел подобрать комплекс методов, взаимодополняющих друг друга;
3. Информация, которую получает педагог на основе различных диагности­ческих методов, представляет собой обширный фактический материал, анализ которого позволяет увидеть тенденции семейного воспитания, выделить основ­ную проблему, которая может стать предметом психолого-педагогического ис­следования, но для этого надо хорошо владеть методами научного познания.
4. Метод (от греч. metodos - путь исследования или познания, теория, уче­ние) - совокупность правил, приемов и операций практического или теоретиче­ского освоения действительности. Научный метод служит получению и обосно­ванию объективно-истинного знания.
Характер метода определяется многими факторами:
предметом исследования;
степенью общности поставленных задач;
накопленным опытом;
уровнем развития научного знания и т.д. [1, с. 78-79].
5. Самым распространенным исследовательским методом в педагогике, пси­хологии и других науках, а также при проведении педагогической диагностики (учащегося, семьи и др.) является наблюдение.
В отличие от обыденного наблюдения, для научного метода характерны, как отмечает В.И. Загвязинский, целенаправленность, аналитический характер, ком­плексность, систематичность. Эти черты являются одновременно и требованиями.
При проведении наблюдения, педагогу важно соблюдать ряд правил. А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др. предлагают: одни и те же факты наблюдать разным лицам, имеющим общий план наблюдения; добиться скрытой позиции наблюдателя; при наблюдении факты должны регистрировать­ся с максимальной точностью; практиковать стандартизированное и распреде­ленное наблюдение группой лиц, т.е. каждый наблюдатель получает конкретную задачу, а затем наблюдатели сверяют полученные материалы; наблюдение важно применять при изучении самой картины процесса, при фиксации событий, тогда как отношения и мнения человека легче выявить другим путем (анкета, беседа и др.); результаты наблюдений надо обязательно сравнивать с самонаблюдением учащегося (родителя, педагога и др.).
6. Беседа, как диагностический метод, позволяет глубже вникнуть в суть проблемы, собрать большой фактический материал. В ходе беседы возможны и дискуссии, споры, поэтому применять ее надо с осторожностью, придерживаясь ряда условий (требований, правил): применять в том случае, если респонденты к исследователю хорошо расположены; только авторитетному педагогу они могут раскрыть нечто сокровенное; беседу желательно проводить в удобном месте, где бы, к примеру, родители чувствовали себя раскованно; к беседе надо тщательно готовиться хотя лучше всего вести ее не с помощью задавания прямых вопросов, а в виде  разговора, менять свою позицию, исходя из ответов; важно соблюдать педагогический такт; результаты фиксировать только после беседы; при подготовке к беседе нужно четко определить ее цель, а также особенности тех, с кем будет вестись беседа (личностные качества, отношение к школе, к педагогу и др.;  не следует упускать из виду, что беседа хорошо сочетается с другими методами и ее назначение - подтвердить, опровергнуть ранее полученные данные, иногда и получить новые сведения; беседа схожа с опросом, но в большинстве случаев беседа носит более свободный характер (вопросы можно добавлять, пе­рестраивать и т.п.).
7. Опрос - это метод, который осуществляется в двух формах: интервью, анкета.
Интервью - форма устного опроса, при которой исследователя интересует мнение респондента, которого опрашивают. Данный метод помогает выяснить по одному, или нескольким вопросам, ряд мнений, то есть цель интервью - вы­делить "интервью мнений" (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов).
Анкета - это письменная форма опроса. Ставит те же цели, что и устный оп­рос (интервью). Позволяет охватить достаточное количество респондентов. Ан­кета без фамилии испытуемых особенно практична и эффективна в педагогиче­ской диагностике с семьей, так как родители не любят разглашать "тайны" своей семьи. Анкетирование, в отличие от беседы, или интервью, не требует от педаго­га больших организаторских способностей; главное - логично составленные во­просы, достигающие цели, удобная форма заполнения анкеты (согласие или не­согласие с утверждением в анкете; подчеркивание ответа и т.п.). Как правило, в анкетах вопросы по содержанию делятся на две группы: прямые ("Нравится ли вам участвовать в совместной деятельности с детьми класса?") и косвенные ("Согласны ли вы с утверждением, что участие в совместной деятельности с детьми класса полезно родителям?"). Часто содержание вопросов определяется характером ситуации (вербальная, воображаемая). Первый из приведенных вы­ше вопросов анкеты задан в реальной ситуации - это безусловный вопрос. А во­прос "Хотели бы вы участвовать в совместной деятельности с детьми класса?" задан в воображаемой ситуации и является проективным. Данный вид анкетиро­вания близок к таким проективным методикам, как "Недописанный рассказ", "Недописанный тезис" и др.
Что касается формы анкетирования, то на существование имеют право как закрытые, так и открытые опросники - в зависимости от поставленной исследо­вателем темы. В закрытых заранее определены варианты ответов, а в открытых инструкцией не ограничен способ ответа на него, нет вариантов ответов. К примеру, "Напишите, в каких интересных делах класса ваша семья хотела бы поуча­ствовать в этой четверти".
Анкетирование - сложный метод исследования, если не знаешь четких требований к формулировке вопросов, их назначения и т.п. В связи с этим очень важно:
точно формулировать вопросы, чтобы исключить ошибочные ответы; не формулировать большое количество вопросов, особенно сложных по со-ию, что вносит путаницу в ответы испытуемого;
вопросы должны соответствовать по содержанию уровню подготовленности аудитории;
в вопросах важна взаимосвязь, по содержанию частично они должны перекры­вать (уточнять) друг друга, что способствует убежденности в правильности ответов;
стиль анкеты по своему содержанию должен располагать респондентов к от­кровенности;
анкеты могут быть как анонимные (без фамилии), так и подписанные - в за­висимости от цели, от договоренности с респондентами и т.п.
8. Тест - "это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические харак­теристики, а также отношение к тем или иным объектам" (В.И. Загвязинский).
Вопросы и задания в тестах - краткие, могут быть альтернативного характера ("да", "нет"), предполагать выбор ответа, оцененного соответствующим баллом.
Используя метод тестов, важно опираться на разработанную норму, научную концепцию, что позволяет с определенных, четких позиций анализировать ре­зультаты (к примеру, нельзя определить уровень развития компетентности роди­телей в налаживании внутрисемейных отношений, если не знаешь, что входит в структуру данной компетентности).
Все испытуемые должны находиться в равных условиях.
Огромную роль играет нахождение среднего показателя, который соответст­вует результатам большой совокупности людей и является средним показателем того или иного свойства. Данный показатель определяется опытным путем и, как отмечают ученые (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, В.Г. Максимов и др.), берется за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой, оце­ниваются.
9. Оценивание (иначе: метод компетентных судей, рейтинг) - оценка, поря­док, классификация. Этот метод связан с привлечением компетентных людей, что позволяет объективно оценить, охарактеризовать объект, явление, процесс. Оценивание может быть выражено в форме независимых характеристик (метод независимых характеристик): даются письменные отзывы экспертов по единой форме, которые затем сравниваются исследователем. Как варианты метода оце­нивания - психолого-педагогический консилиум (совещание), а также метод ди­агностических ситуаций, которые используются из реальной жизни, или созда­ются исследователем преднамеренно.
10. Измерение - метод исследования, при котором "устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом" (В.Ф. Берков).
Есть множество определений данного метода, но общее для всех определе­ний "измерение есть приписывание чисел вещам в соответствии с определенны­ми правилами" (В.Г. Максимов).
Главная цель данного метода - получение числовых данных, которые дадут возможность судить в большей степени не столько о качественных состояниях исследуемого явления, процесса и т.п., сколько о количественных его характери­стиках. Для этого исследователю следует уметь представить свои знания об изучаемом объекте в виде чисел, рисунков, схем, формул и т.п., что помогает полу­чить достоверную информацию.
11. С целью изучения семьи как системы (ребенок, родители, братья, сестры и др.) немаловажную роль для педагога могут сыграть так называемые проектные методики, к которым относятся: тестирование, известная методика "Недописанный тезис", "Недописанный диалог", тест-рисунок, "Фантастический выбор" и др.- описаны Н.Е. Щурковой для диагностики детей в работе "Диагностика воспитанности" (М., 1992). Тем не менее, названные методы, с со­ответствующей модификацией содержательной их части, можно применять и в родительской среде.
Задание №2Проанализируйте суть такого метода, как "Диагностический эксперимент в виде педагогических ситуаций".
Предложите "таблицу наблюдения" за проявлением у родителей того или иного свойства личности; отношения к школе, к делам и т.п. (выполняется инди­видуально).
Задание  3. Существуют понятия: "обобщение опыта", "опытная работа", "педагогический эксперимент".
Обсудите в группах (3-4 человека) сущность названных понятий.
Проанализируйте и выскажите обобщенное мнение: какое место обсуж­даемые виды деятельности (обобщение опыта, опытная работа и др.) могут занять в диагностической работе педагога с семьей?.
Задание  4. Понятие "эксперимент" в теории и практике квалифицируется неоднозначно: эксперимент как конкретный метод исследования, эксперимент -комплексная исследовательская методика, отличающаяся от метода по сути, временными рамками и т.п.
Посовещайтесь в парах и на конкретных примерах (относительно семьи) рас­кройте назначение и условия применения одного и другого вида эксперимента.
Задание № 5. Познакомьтесь с исследовательским методом "Анализ доку­ментов" (контент-анализ). Применяется в комплексе с другими методами и ред­ко как самостоятельная диагностическая процедура.
При изучении личной документации (фотографий, альбомов, книг, писем и т.п.) очень важно знать выводы человека, что позволяет судить о его взглядах, условиях жизни и т.п.
Выскажите свою точку зрения относительно возможности использования данного метода в диагностических целях той или иной семьи. Если можно ис­пользовать, то при каких условиях? Ответ обоснуйте.
Задание  6. Как известно, педагогическая диагностика семьи, как и других субъектов педагогического процесса (педагогов, учащихся и др.), основывается на процедуре оценивания, то есть своеобразной экспертизы, качество которой ависит от соблюдения ряда принципов (объективности, адекватности, мотиви­рованности обобщения результатов, критичности, доступности и др.) и включает ри этапа; подготовительный, организационный, аналитический.
Обсудите в группах сущность каждого из этапов. Какие методы будете использовать на аналитическом этапе диагностики?
Задание №7Семья - это своеобразная система, контактная группа, дейст­вующая на основе определенных законов, правил, традиций и т.п.
Обсудите в группах: как вы понимаете сущность мониторинга как специфиче­ского способа управления (развитием учреждения, системы и т.п.)?
Как будете проводить мониторинг деятельности семьи, какие доступные области из ее жизни могут быть объектом диагностирования (экспертизы-оценивания)?
Задание № 8. Изучите компоненты, которые включают ученые в технологию педагогической диагностики:
- четкое формулирование целей и задач диагностики;
- определение системы критериев и показателей развития, совершенствова­ния субъектов (детей, родителей, педагогов и др.) педагогического процесса, пе­дагогического явления (педагогической культуры родителей и др.), процесса (взаимодействие школы и семьи и др.) и др.;
- моделирование диагностической программы (система методов диагностики);
- реализация сконструированной диагностической программы, в основе ко­торой комплекс методов и методик;
- обработка полученных данных, их анализ, интерпретация, выявление ре­альных уровней развития субъектов (объектов), которые диагностировались, оценочно-рефлексивная деятельность педагога;
- при необходимости, доработка и внедрение коррекционного компонента в диагностическую программу.
Проанализируйте, четко ли вы представляете сущность каждого из ком­понентов.
Задание №9. Ответьте на вопросы:
1. В чем сущность метода педагогической диагностики?
2. Согласны ли вы с тем, что методы педагогической диагностики направле­ны на выявление качества педагогического процесса, его позитивных и негатив­ных сторон? Ответ обоснуйте.
3. Имеют ли методы педагогической диагностики научную направленность и при каких условиях способствуют совершенствованию педагогической практики в школе, в семье?
4. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения.
5. Как понимаете суть метода включенного наблюдения?
6. В чем специфика беседы, интервью, анкеты с родителями?
7. Чем отличаются открытая и закрытая формы анкеты?
8. Каким требованиям должен удовлетворять педагогический тест?
9. В чем отличие теста от анкеты?
10. Какова главная цель метода измерения?
11. В чем разница назначения методов измерения и оценивания?
12. Можно ли практиковать в диагностике семьи метод обобщения положи­тельного или передового опыта? Если можно, то с какой целью?
13. Возможно ли, на ваш взгляд, применение такого метода, как эксперимент, в практике диагностирования семьи? Если возможно, то с какой целью и при ка­ких условиях?
14. Какие методы наиболее целесообразны для изучения воспитательного потенциала семьи?
15. По каким критериям можно судить об уровне педагогической культуры родителей?
Блок 2. Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование умений педагогической диагностики семьи:
Задание № 1Для получения первоначальной информации о семье ребенка составьте для родителей анкету, в которой не упустите такие из направлений:
 Общие сведения о семье.
Условия жизни членов семьи, материальная обеспеченность.
Занятия членов семьи в свободное от работы время.
Интересы, увлечения ребенка.
Отношения родителей с ребенком (с детьми).
Влияние родителей на ребенка.
Семейные традиции, обычаи, ритуалы и др.
Если считаете нужным, дополните названные направления, и каждое из на­правлений в анкете конкретизируйте. К примеру:
1. Общие сведения о семье:
количество членов семьи - ...; перечислите: родители ...; дети ...; другие члены семьи ...;
профессия родителей -
место работы родителей, занимаемая должность - и т.п..
Задание №2Разработайте краткую анкету "Семья - глазами ребенка".
Обсудите в парах, что вы напишете во введении анкеты или скажете де­тям (младшим школьникам) о цели анкетирования.
Какими еще методами диагностики можно воспользоваться для выяснения мнения ребенка (подростка, юноши) о своей семье?
Какой из методов педагогической диагностики по выявлению мнения о се­мье (анкета, беседа, сочинение, рисунок-тест и др.) больше подходит для ра­боты с детьми разных возрастов?
Задание № 3. В малых группах (3-4 человека) составьте тест-опросник для родителей с целью выяснения их запросов (деятельность образовательного учре­ждения; образовательные программы; нормативные документы, регламентирую­щие отношения школы и семьи; психологическая служба и т.п.), анализ результатов которого поможет вам во взаимодействии с семьей строить отношения на основе открытости, доступности, законности, добровольности и др, - принципов, которые лежат  в основе сотрудничества как высшей формы взаимодействия.
Задание № 4Посовещайтесь в малых группах и подготовьте интервью с родителями (с группой родителей, с несколькими родителями, с одним из родите­лей по выбору) на одну из тем.
Примечание: не упускайте из вида следующие вопросы: в каких случаях целесообразно применять интервью как метод опроса? Можно ли проводить интервью совместно с детьми и родителями? В чем особенности постановки вопросов, в отличие от анкеты, теста, опросника? Нужно ли учитывать данные (вербальное, невербальное общение и др.) самого исследования? И др.
Проведите интервью с родителями в виде деловой игры.
Задание № 5. В парах обсудите технологию использования в педагогической ди­агностике семьи проективных методик ("Выбор ", "Недописанный тезис " и др.).
Разработайте (на выбранную тему) для родителей класса содержание ме­тодики "Недописанный тезис".
Сравните содержание своей проективной методики с той, которая пред­ложена Н.И. Дереклеевой с целью выяснения мнения родителей о нравственных ценностях семьи, традициях, обычаях и др.
Неописанные тезисы:
1. Я радуюсь, когда мой ребенок ...
2. Я огорчаюсь, когда мой ребенок ...
3. Я плачу, когда мой ребенок ...
4. Я злюсь, когда ребенок ...
5. Мне нравится, когда мой ребенок ...
6. Мне не нравится, когда мой ребенок ...
7. Я не верю, когда мой ребенок ...
8. Я верю, когда говорят, что мой ребенок ...
9. Если у моего ребенка хорошие новости, то ...
10. Если у моего ребенка что-то не получается, то ...
Примечание: может быть избран и другой вариант формулирования недопи­санного тезиса (Школа, в которой учиться мой ребенок, это ...)
Задание № 6. В малых группах выполните (по выбору) одно из заданий:
1. Американский ученый Томас Гордон выделил типичные реакции родителей на поведение детей, которые позитивно или негативно, влияют на детей: приказ, рас­поряжение, команда; предупреждение, предостережение, угроза; увещевание, на­ставление, проповедь; совет, предложение решений; поучение, логическая аргумен­тация; осуждение, критика, несогласие, порицание; похвала, выражение согласия; обзывание, высмеивание, посрамление; интерпретация, анализ, постановка диагноза; успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка, зондирование, допрос; увод в сто­рону, отшучивание, отвлечение внимания.
Разработайте деловую игру "Реакция родителей", взяв за основу одну из ти­пичных реакций.
2. В малых группах проанализируйте тест "Понимаете ли вы своего ребенка?", предложенный Л.И. Маленковой в книге "Педагоги, родители, дети" [7, с. 116-117].
3. Обсудите, с помощью какого диагностического метода сможете выяснить причины конфликтных ситуаций, конфликтов, возникающих в семьях. Разрабо­тать содержательную сторону метода вам может помочь работа белорусского ученого Т.В. Сенько "Личность в семейном социуме", в которой автор на основе анализа зарубежных исследований выделяет основные причины конфликтов де­тей с родителями с точки зрения взаимодействия взглядов и ценностных ориен­тации молодежи и родителей:
различие опыта детей и взрослых, прежде всего в период взросления (у нынеш­них родителей подростков и юношей он во многом отличается от современного);
отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
отсутствие определенных правил, структурирующих ослабление родительской власти в фазу перехода от детства к юности;
 психологические различия между родителями и детьми, которые выражаются в расхождениях между установками и представлениями молодых людей и опытом взрослых;
социальные различия между родителями и детьми, которые выражаются в столкновении контролирующей роли взрослых с потребностями молодых людей в автономии;
перегрузки и напряжение как результат социальных и культурных перемен [9, с. 211-212].
Этап2. Овладение технологией обучения родителей изучению детей:
Задание  1. Обсудите в малых группах конспект урока общения родителей с ребенком на тему "Негативное поведение" (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
На основе конспекта проведите ролевую игру "Что делать?" (проводят два студента, выполняющие роли учителя, психолога).
Примечание: При подготовке деловой игры важно обратить внимание на та­кой момент: "Что делать, если у ребенка гнев, злоба, агрессия; боль, обида, страх?" - Надо активно слушать, ("слышать") его потребности (в любви, внима­нии, ласке, успехе, понимании, уважении и др.); безусловно принимать базисные стремления ребенка (Я - хороший, Я - любим, Я - могу и др.).
Задание № 2. Проанализируйте правила, которые должны усвоить родители при изучении своих детей, и предложите форму, как познакомить с правилами членов семьи. Специалистами эти правила сгруппированы таким образом:
знания о ребенке должны прийти к родителям не в процессе бесстрастного изучения его, а в ходе общей жизни и деятельности;
исследовательская позиция родителей должна быть скрыта от детей;
методика изучения ребенка в семейной педагогике нередко тесно сплетается с методикой воспитательного воздействия;
используемые методики не должны принести вреда ребенку (травмировать его психику);
изучая ребенка, хорошо использовать игровую деятельность;
наиболее целесообразно организовать в семье общее самопознание, само­воспитание: вместе проводить тесты, анкеты, использовать различного рода эм­пирические методики: "Незаконченный рассказ или предложение", Альтернативный тезис", "Тезис и мнение по нему", "Метод ранжирования" и ДР-[7, с. 113-114].
Задание  3. Вспомните, какими словами, фразами выражали родители свое отношение к действиям (успехам, неуспехам и т.п.) детей в процессе их совместной и в школе, в которой вы проходили практику. Заполните таблицу.
Фразы, слова, которые характеризуют тот или иной стиль воспитания
хвалили
поощряли
ругали
упрекали
соблюдали нейтралитет
 
 
 
 
 
 
На основе данной таблицы проанализируйте отношение к вам ваших родите­лей в детстве и сейчас. Что изменилось, что вам нравится и что не нравится?
В будущей вашей работе научите подобной методике родителей учащихся класса. Пусть заполнят таблиц и проанализируют свои слова в отношении детей, помятуя о том, что "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!"
 
Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание  1. Изучите опросник БАССА-ДАРКИ. Методика Д. Басса и А. Дарки уникальна в том плане, что на основе ее любой человек (педагог, роди-. тель, студент, старшеклассник и др.) может выяснить показатели и формы агрес­сии, которые характерны для него: физическая агрессия, вербальная, косвенная, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутоагрессия или чувство вины [10, с. 41-46].
Заполните опросник сами во внеучебное время,  а придя на работу вшколу предложите заполнить его родителям (заполняют по желанию).
Задание № 2Проанализируйте один из шагов по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих функций - предупреждать эмоцио­нальное "выгорание" родителей. "Выгорание" - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы предупредить его воз­никновение, можно:
разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;
убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;
в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;
обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помо­щи и поддержки [4, с. 153-154].
В малых группах (3-4 человека) обсудите и определите диагностический ме­тод, с помощью которого сможете (смогут родители) определить степень "выгорания " в выполнении своих функций по отношению к детям.
Разработайте содержательную сторону метода, инструкцию по примене­нию и обработке результатов.
Задание № 3. Заполните тест с целью выяснения, как вы, студенты-родители, готовы налаживать (поддерживать) позитивные отношения со своим ребенком.
Оценивание осуществляется по следующей шкале: 5 - высокий уровень; 4 -достаточный; 3 - средний: 2 - ниже среднего; 1 - низкий.
Инструкция: после каждого нижеследующего утверждения поставьте одну из цифр (5, 4 и т.п.), которая соответствует тому или иному уровню; после за­полнения полученную сумму баллов по всем показателям (утверждениям) раз­делите на количество высказываний (в нашем случае - 16), получится средний балл, отражающий ваш уровень готовности налаживать отношения с ребенком. Заполняют студенты, имеющие детей; остальные изучают содержание теста.
Данный тест можно предложить родителям учащихся класса, в котором будете работать (проходить практику).
Тест "Отношение к ребенку"
1 Не даю советы ребенку в плохом настроении. ______
2 Всегда выслушиваю ребенка, не перебиваю; спрашиваю, что думает сам о том, что рассказывает. ___
3 При недугах, проблемах подбадриваю, поддерживаю. ____
4 В любых ситуациях четко объясняю, чего от него хочу, для чего необхо­димо выполнить то или иное требование (условие).____
5 Постоянно поддерживаю физический контакт (поцелуй, прикосновение и т.п.) с ребенком. ____
6. Не употребляю выражений типа: "Ты никогда не думаешь, что делаешь!", "Вот так всегда: на авось!", "Я так устала (устаю) от твоих проблем ..." и т.п.
7. Люблю выражения: "Ты сегодня самый лучший!", "Мне с тобой так хо­рошо", "Я рада (рад) за тебя", "Не обижайся ..." и т.п.
8. Вместе анализируем его негативные "шаги", действия, стараясь прийти к соглашению; успехам - радуемся. ____
9. Не спешу делать вывод о том или ином поступке, не выяснив причину, мо­тив. Оцениваю только то, что произошло "здесь и сейчас". ___
10. Стремлюсь не контролировать каждый шаг ребенка, лишая его самостоя­тельности, но и не забываю о том, что родители - первые помощники. ____
11. О неприятном разговоре, который случается, стараюсь сразу же забыть, без нужды не напоминаю о нем ребенку. ____
12.Добрые отношения в семье поддерживаю совместными делами, тради­циями, ритуалами. ____
В. Постоянно рассказываю о своих близких, о нашей родословной._____
14. Часто говорим о школе, об уважительном отношении к учителям. ____
15.Всегда делюсь с ребенком хорошими впечатлениями дня, своими успеха­ми (неуспехами) на работе. ____
16. Отношения строю так, чтобы ребенок чувствовал: его любят за то, что он есть, вне зависимости от его дел. ______
Задание 4. Заполните анкету по выявлению своего психического состояния (здоровья) в университете и дома (место проживания).
Карточка № 1 (в университете):
 
Карточка № 2 (дома):
 
1) интересно - неинтересно;
 2) легко - трудно;
3)спокойно - неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.
 
1) интересно - неинтересно;
 2) легко - трудно;
3)спокойно - неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.
 
 
Инструкция: на каждой из двух карточек подчеркните в каждой из пар слов (состояний) то, которое чаще всего характерно для вашего состояния.
Обработка данных: сумма выборов (Р = Р1 + Р2), где Р1 - количество поло­жительных выборов на карточке №1; Р2 - количество положительных выборов на карточке № 2.
В зависимости от значения Р (показатель) определяется уровень психического состояния (здоровья). Если 10 < 14 - высокий уровень; 7 < 9 < - приемлемый; 4 < Р < 6 - средний; 0 < Р < 3 - низкий.
Данную методику можно использовать в работе с детьми подросткового и старшего возраста, изменив направленность карточек (в школе - № 1; дома - № 2), с родителями (дома - № 1; на работе - № 2).
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. На основе предложенного ниже теста оцените свой уровень сформированное™ умений по диагностике семьи. Оценка осуществляется по следующей шкале: 5 - высокий уровень; 4 - достаточный; 3 - средний; 2 - ниже среднего; 1 -низкий.
Тест "Сформированность умений будущего педагога по диагностике семьи"
№ №п/п
 
   Оценка
 
             
Уровни
 
 
 
 
 
высо­кий
 
доста­точный
 
сред­ний
 
Ниже
сред­него
 
низ­кий
 
11
 
Определять   цель   диагно­стирования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
22
 
Подбирать методы диагно­стики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
33
 
Умело   использовать   прие­мы,   средства  (технологию) педагогической диагностики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
34
Соблюдать      этико-психо-логические правила в изу­чении семьи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
55
Анализировать   результаты диагностики на различных уровнях (качественном, ко­личественном)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
66
"Включать родителей (клас­са, отдельных семей) в изу­чение детей,  внутрисемей-ных отношений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
8
77
Разработать (подобрать) ро­дителям "пакет методик" с целью изучения самих себя, детей, внутрисемейных от­ношений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
88
"Обучать родителей соблюде­нию определенных условий при изучении детей, в интер­претации полученных данных
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9
99
Использовать результаты ди­агностики   в   профилактиче­ских, коррекционных целях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
110
Разрабатывать   план   (про­грамму)   совместной   дея­тельности с семьей на осно­ве диагностики (детей, ро­дителей, педагога)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
Инструкция: по каждому из умений в одну из клеточек поставьте цифру (балл), соответствующую степени проявления данного умения в вашей деятель­ности в период практики, или в предстоящей деятельности (с учетом прогнози­рования).
Обработка данных: общая сумма баллов делится на количество ответов (в нашем случае - 10), полученный балл (цифра) является обозначением того или иного уровня сформированности умений диагностики семьи.
Задание  2. Сделайте прогноз, на что в большей степени вам придется обра­тить внимание, придя на работу, в осуществлении диагностики семьи.
Задание  3. На основе собственной деятельности в школе, данных диагно­стики проанализируйте, какие из умений изучения семьи следует совершенство­вать. По своему усмотрению составьте таблицу, схему и т.п., где будут прописа­ны: умения, возникающие затруднения, причины этих затруднений, предпола­гаемые варианты самосовершенствования, потребность в помощи (педагога, психолога и др.).
Задание № 4. С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите в выражениях недостающие слова, фразы; при необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания.
1. Педагогическая диагностика семьи - это ... изучения состояния (степени развития) членов семьи как участников педагогического процесса, их ... со школой с помощью системы диагностических средств.
2. Выделяют два уровня диагностики: ... педагогическая диагностика, ... педагогическая диагностика.
3. Развивающаяся личность является объектом ...-.... диагностики.
4. Педагогическое исследование - это ... поиск, ... опытно-поисковой дея­тельности педагога-исследователя.
5. Мониторинг включает ..., прогнозирование, ... развития личности, отно­шений и др.
6. Как правило, выделяют три функции педагогической диагностики: ин­формационная, ........
7. Одним из принципов педагогической диагностики является ... использо­вание методов исследования.
8. Целенаправленность диагностики - одно из основных ... .
9. Сохранение анонимности полученных результатов - ..., которое необхо­димо соблюдать при проведении педагогической диагностики.
10. Научный метод служит получению и обоснованию ....... знания (В.Ф,
Берков).
11. Существует большое количество эмпирических методов диагностики се­мьи: наблюдение, ...,...,...,...,....
12. В практике применяются два вида анкет: ........
13. Стандартизированное задание или связанные между собой особым обра­зом задания - это метод .... (В.И. Загвязинский).
14. Изучение влияния родителей на ребенка - одно из ... педагогической ди­агностики семьи.
15. Недописанный тезис, тест-рисунок, недописанный рассказ и другие - это ... методики.
16. Изучая своих детей, родители должны обязательно соблюдать ряд ....
17. И педагогу, и родителям необходимо участвовать в диагностировании своей личности, чтобы предупредить "..." - усталость, которая может наступить в деятельности, во взаимодействии и др.
18. Очень эффективно осуществлять диагностирование семьи в естествен­ных условиях: ... ... детей и родителей,...:,...и др.
19. Умения диагностической деятельности педагогу необходимо постоянно… .
 Ответы: 1 - процедура, взаимодействия; 2 - нормативная, динамичная; 3 -психолого-педагогической; 4 - научный, система; 5 - диагностику, коррекцию; 6- оценочная, управленческая; 7 - комплексное; 8 - требований; 9 - условие; 10-объективно-истинного; И - беседа, интервью, анкета, тест, оценивание и др.;      12 - открытые, закрытые; 13 - тестирования; 14 - направлений; 15 - проективные: 16 - правил; 17 - "выгорание"; 18 - совместная деятельность; тренинг; поруче­ние; 19 —совершенствовать.
 Задание№5 (традиционное).
- Что вам понравилось на занятии?
-Достигнуты ли, на ваш взгляд, цели занятия?
- Что хотелось бы еще узнать нового?
- Приемлем ли такой вариант проведения занятия?
- Какое настроение преобладало у вас на занятии?
- Какие нагрузки вы испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).
- Ваши предложения по содержанию и организации следующего занятия?
- Над чем следует поработать вам - будущему педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?
 
 Литература:
1 Берков, В. Ф. Философия и методология науки : учеб, пособие /В.Ф. Берков.-  М.: ООО "Новое знание", 2004. - 336 с.
2 Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. -
224 с.
3 Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического ис­следования : учеб, пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издатель­ский центр "Академия", 2001. - 208 с.
4 Классному руководителю : учеб.-метод. пособие ; под ред. М. И. Рожкова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5 Кухарев, Н. В. Педагог-мастер - педагог-исследователь / Н. В. Кухарев. -Мозырь : РИФ "Белый ветер", 1998. - 212 с.
6 Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб, пособие / В. Г. Максимов..- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.
7 Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод, пособие / Л. И. Мален­кова. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
8 Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, И. И. Прокопьев [и др.]; под. ред. А. И. Кочетова. - Мн.: Народная асвета, 1987. - 223 с,
9 Сенько, Т. В. Психология взаимодействия : учеб, пособие : в 4 ч. / Т. В. Сень-ко. - Минск: Карандашев, 2000. - Ч. 3 : Личность в семейном социуме. - 288 с.
10 Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 240 с.
И Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1997. - 608 с.
12 Щуркова, Н. Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики / Н. Е. Щуркова. - М.: Промышленная Академия, 1992. - 16 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ным книг имеются в вашей библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание №1. Подготовить:
- краткий реферат по вопросу 1 (два - три студента);
- письменную работу по вопросу 1 (таблица, схема и др. - студенты группы);
- краткое сообщение по вопросу 2 (три - пять студентов);
- письменную работу (схема) по вопросу 2 (студенты группы);
-краткие сообщения по вопросу 3 (студенты группы);
- письменную работу: таблица "Диагностические методы изучения семьи" студенты группы).
Литература: 1, с. 78-93; 2, с. 131-136; 6, с. 42-63, 193-200; 7, с. 111-136; 8, 151-188; 12 с.З-16
Задание № 2Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему
«Негативное поведение" по книге Ю.Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - С. 

 

 

 

по материалам Королевой К.